Чистка кондиционера в квартире своими руками может показаться сложным и изнурительным процессом, но специальных знаний для этого не нужно. Почистить внутренний блок кондиционера в домашних условиях будет легко и неподготовленному человеку.
Самостоятельно лучше чистить только воздушные фильтры. При попытке разобрать систему, велика вероятность нанесения вреда здоровью или имуществу — для более глубокой очистки кондиционера следует обращаться к специалистам.
Чистка кондиционера в квартире своими руками
Сетчатые фильтры, задерживающие крупную пыль, грязь и шерсть расположены сразу за крышкой внутреннего блока сплит-системы. Их чистить рекомендуется до двух раз в месяц.
Процесс очистки фильтров прост:
Прежде чем ставить фильтры обратно, тщательно их высушите. Все дальнейшие процедуры должен производить авторизованный сервисный центр.
Загрязненные фильтрующие вставки системы очистки воздуха
Очистка радиатора и последующих, глубже расположенных деталей — дело мастера. В рамках РСО — регламентного сервисного обслуживания, специалисты выполняют следующие работы:
Во всей системе
На внутреннем блоке
На наружном блоке
Итак, как самому почистить домашний кондиционер:
В отличие от старой климатической техники, современные сплит-системы способны не только охлаждать, но и нагревать воздух. Поэтому хозяева квартир и частных домов нередко используют их для отопления зимой, пока уличная температура не упала ниже —5 °С. Соответственно, основные элементы кондиционера — фильтры, теплообменники и вентиляторы загрязняются вдвое быстрее. В пользу своевременного обслуживания есть и другие веские доводы:
Примечание. Снижение КПД любой холодильной машины ведет к увеличению нагрузки на компрессор – самой дорогостоящей детали. Получается, что забитые грязью теплообменники приближают момент его ремонта, а то и замены.
Нет смысла развивать тему о вредных микроорганизмах, живущих внутри грязных кондиционеров и наносящих вред здоровью людей, поскольку данный факт всем давно известен. А вот осведомиться, сколько стоит в вашем регионе профессиональная чистка сплит-систем с дезинфекцией, будет нелишним. Ведь если испаритель не промывался несколько лет, то вызов специалиста становится неизбежным.
Сравнительный пример. Стоимость комплексной прочистки бытовых систем кондиционирования мощностью до 5 кВт лежит в пределах 2—3 тыс. руб. (35—53 у. е.). Это московские цены, в регионах они могут быть ниже. Если же помыть сплит своими руками, то вы спокойно уложитесь в 5, максимум – 10 у. е., которые затратите, чтобы купить очиститель. Согласитесь, самостоятельная профилактика гораздо выгоднее сервисного обслуживания.
На фото — нанесение моющей пены Bizol (цена — около 6 у. е.)
Кондиционер – это оборудование, состоящее из двух блоков. Внешний расположен за пределами помещения, внутренний – на внутренней стенке помещения.
Конструкция блока, расположенного внутри помещения, состоит из:
Наружный блок – это:
Пылевые фильтры, как наиболее загрязненные элементы, должны подвергаться чистке как можно чаще. Это защищает остальные элементы кондиционера. Чистка не должна вызывать трудностей, и, выполнив ее один раз, в дальнейшем возникать затруднений не должно. Пылевые фильтры располагаются под верхней крышкой. Они представляют себе сетку с мельчайшими ячейками в пластиковой рамке. В зависимости от модели их количество может варьироваться.
Как проводится чистка фильтров?
На данный процесс не влияет размер и форма фильтра.
Данная система представляет собой ванночку, где скапливается пода, поступающая сюда из теплообменника, и канала, при помощи которого вода выводится из помещения. Чтобы отсоединить ванночку, необходимо снять крышку внутреннего блока. Для его крепления используется несколько саморезов, поэтому потребуется отвертка или шуруповерт. После этого снимается разъем, который предназначен для крепления поддона с платой, и отсоединяется дренажная трубка.
Когда вы провели небольшой демонтаж, можно приступать к чистке системы дренажа. Ванночка моется обычной прохладной водой. Для чистки канала необходим пылесос или компрессор, имеющий функцию выдувания. После механической чистки в канал заливается около 300-400 мл хлоргексидана. В таком состоянии патрубок выдерживается около 15 минут, после чего раствор сливается, а канал вновь продувается.
Для чистки вентилятора можно использовать два метода. Первый метод, хоть и менее эффективен, он позволяет производить чистку моделей, в которых крепление мешает отсоединить барабан вентилятора:
Как дополнение к мыльному раствору можно произвести обработку антибактериальными веществами. Сейчас в специализированных магазинах можно купить средства, разработанные специально для чистки сплит-систем.
При неумелом снятии крыльчатки можно повредить кондиционер. Эту процедуру рекомендуется проводить только людям, знакомым с техникой или в специализированном сервисе.
К счастью, большая часть моделей позволяет отсоединять крыльчатку. Она полностью моется в любом чистящем растворе, затем продувается и обрабатывается антисептиками.
Как снять крыльчатку
Порядок сборки идентичен, но выполняется от последнего пункта к первому.
Для данных элементов конструкции самостоятельно можно провести лишь внешнюю чистку, не подвергая их разборке. Глубокая очистка выполняется исключительно в сертифицированных центрах по обслуживанию. Там снимают внутренний блок, после чего выполняют повторную установку. Цена на оказание данной услуги довольно высока, поэтому лучше чаще проводить очистку в домашних условиях.
Этапы очистки:
Если теплообменник покрылся слоем грязи, его можно очистить пароочистителем, предварительно убрав сухую пыль щеткой. Обработка антисептиком происходит только после того, как на теплообменнике не останется грязи.
Процесс чистки внешнего блока включает в себя следующую последовательность действий:
При чистке внешнего блока стоит внимательно следить за тем, чтобы вода не попала на электропроводящие элементы.
Добрый день. Скажите пожалуйста. Я стою перед выбором: инвертор или он/офф. Знаю, что техника он/офф отключается при достижении заданной температуры. А как себя ведет инвертор? Спасибо. Искандер.
Кондиционеры он/офф типа отключают внешний блок при достижении заданной температуры, которая выставляется на пульте управления. По сути, он работает как чайник – когда вода закипает, он отключается. Инверторный кондиционер, при достижении заданной температуры, действительно снижает частоту вращения компрессора. Если 2 кВт кондиционер он/офф типа потребляет 0,67 кВт/ч , то 2 кВт инверторные кондиционеры потребляют от 0,2 до 0,7 кВт/ч. Производители инверторных кондиционеров по- разному прописывают алгоритмы работы. Какие-то кондиционеры выключают внешний блок, а какие-то уходят на минимальные обороты и плавно поддерживают заданную температуру в помещении.
Внутренний блок состоит из множества подвижных частей, каждая из которых имеет определенный ресурс использования. Заявленный ресурс детали может значительно сократиться ввиду несвоевременного и непрофессионального обслуживания сплит-системы.
Главной причиной шума внутреннего блока служит пыль и грязь, скапливаемые внутри. Без своевременной чистки пыль плотным слоем оседает на фильтрах и элементарно блокирует циркуляцию воздуха, что лишь усугубляет ситуацию скапливания пыли и грязи на остальных узлах внутреннего блока:
Собранная пыль на испарителе блокирует циркуляцию воздуха и является причиной меньшей эффективности кондиционирования. А вот налипшая пыль на вентиляторе и шторке забивается в подшипник и поворотные механизмы.
Для вентилятора пыль становится акселератором износа подшипника и стирания пластиковых деталей. То же происходит и со шторкой, которую просто подклинивает. Это в скором времени может вывести из строя привод шторки, ремонт которого оказывается значительно дороже стоимости шторки. Рецепт спасения от появления странных звуков – регулярная чистка внутреннего блока и своевременная замена фильтров.
Другой причиной шума внутреннего блока может стать поломка привода вентилятора (в том числе и от пыли). В зависимости от причины поломки прибегают к замене привода целиком или частичному его ремонту. Если шум (гудение) наблюдается при выключенном кондиционере, то необходима замена трансформатора, питающего кондиционер.
Громкий гул при работе кондиционера может возникать во внешнем блоке, который находится с уличной стороны. Рассмотрим основные причины его возникновения.
Причины гула внешнего модуля:
Если не удалось самостоятельно выявить и устранить проблему громкого шума, исходящего от наружного блока, нужно вызвать специалистов из сервисного центра.
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Смазка подшипника неразборного двигателя
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Отчет о ремонте вентилятора системы охлаждения
Вступление.
Выполнение данных работ вполне доступно для человека, обладающими средними слесарными навыками и занимает примерно 2 часа, причем собственно ремонт вентилятора был сделан за 15 минут. Основными проблемами при проведении работ явились: незнание конструктива крепления вентилятора и комары.
Техническое описание и диагностика.
Электрический вентилятор системы охлаждения, установленный на автомобиле VW Passat B5 с двигателем AEB, является вспомогательным для охлаждения двигателя и основным для охлаждения конденсора кондиционера. Мощность вентилятора на моей машине – 300 Вт. Производитель – Gate. Электродвигатель односкоростной, две скорости вращения реализованы с помощью включения через дополнительный резистор, или напрямую. Неисправность вентилятора при езде в условиях города Москвы при температуре наружного воздуха от -10 до 25 град.С не вызывает перегрева двигателя, и может долго оставаться незамеченной, при нормальном состоянии остальных частей системы охлаждения. Проблемы появляются при долгой стоянке в пробке с работающим кондиционером, и выражаются в повышении температуры двигателя и/или сигнале о неисправности кондиционера (высокое давление конденсации), что и произошло со мной. Избавившись от перегрева выключением кондиционера и включением печки (прямо как в ТАЗике) я стал размышлять о возможных причинах:
1. Отказ вентилятора.
2. Загрязнение радиатора.
3. Неисправность термостата.
Проверка работы вентилятора не составляет труда – достаточно включить кондиционер на мин. температуру в режиме AUTO – вентилятор должен работать. При отсутствии кондиционера можно погонять мотор на стоянке до превышения нормальной температуры или замкнуть клеммы на датчике температуры. Если вентилятор не включается, как было у меня, значит, у вас есть работа.
Необходимый инструмент и материалы.
1. Тестер.
2. Клещи-пассатижы.
3. Крестовая отвертка.
4. Головки на 10 и на 8.
5. Пластиковые кабельные стяжки.
6. Легкий молоток.
7. Отрезки проводов.
8. Кусачки.
Этот набор использовал я, при наличии смекалки, можно использовать что-то еще вместо отсутствующего.
Порядок работ.
Первой задачей было определение неисправности. Рассматривались следующие причины в порядке убывания вероятности.
1. Отказ двигателя вентилятора.
2. Отказ датчика температуры.
3. Обрыв провода.
4. Перегорание предохранителя.
5. Отказ реле.
Проверку было решено начать с вентилятора, потому что это проще всего и на них есть жалобы на форуме. Коротко скажу, что датчик нужно прозванивать или на машине, или, выкрутив и вскипятив, предохранители просто так не перегорают, а обрыв провода это вообще отдельная песня.
Для проверки вентилятора необходимо снять кожух бачка гидроусилителя, найти разъем с двумя толстыми проводами (один коричневый – “минус”, другой, красно-черный – “плюс”) и разъединить его. На нижний разъем с клеммами папа нужно подать 12В. Если вентилятор закрутился, значит, придется искать дальше, если нет, то будем снимать.
Снятие вентилятора подробно описано в другой статье на форуме клуба passatworld.ru, но я ее не читал, поэтому повторюсь.
Необходимо снять
• Кожух воздушного фильтра
• Воздуховод от воздухозаборника до фильтра
• Воздухозаборник, отвернув два самореза сверху
• Кожух двигателя
• Верхнюю крышку ремня ГРМ.
Про последнюю хочется сказать особо. Обычно я с уважением отношусь к творениям немецких инженеров, но тому немцу, который спроектировал эту крышку, я бы сказал:
“Ганс! Это был не твой день”.
В общем я пришел к следующей методике ее снятия/установки: осторожно, но решительно натягиваем толстый шланг на крышку головки блока слева, затем справа, затем повторяет эту операцию с тонкой трубочкой. После отщелкиваем две пружинных скобы, и снимаем верхнюю крышку ремня ГРМ, поворачивая и так, и сяк, чтобы ничего от нее не отломать.
Теперь можно снимать вентилятор вместе с его кожухом. Он закреплен на кожухе радиатора с помощью Г-образных фиксаторов, и чтобы его снять, нужно провернуть его против часовой стрелки миллиметров на 15, если смотреть со стороны двигателя. У меня сделать это сразу мешали саморез у верхней левой опоры электродвигателя и пластмассовый фиксатор у левой нижней опоры. Саморез я выкрутил, а фиксатор надо отжимать пальцем в направлении по часовой стрелке, и одновременно проворачивать кожух двигателя для снятия. У меня фиксатор был отломан соседом, пока я смотрел в книжке, что же еще мешает снять вентилятор. Я его сердечно поблагодарил за помощь и продолжил работать один, думаю, что для фиксации вентилятора вполне достаточно только самореза.
Далее необходимо откусить все одноразовые кабельные стяжки и осторожно вывести провод вентилятора из многоразовых. Две многоразовые стяжки расположены под разъемом, под радиатором провод проходит в G-образных держателях, доступ к которым можно получить снизу, сняв защиту моторного отсека, я этого делать не стал, а просто протащил провод к вентилятору, насколько позволила длина. В опоре двигателя стоит П-образный фиксатор, который отщелкиваем отверткой. Теперь извлекаем электродвигатель с кожухом и разделяем их открутив 3 гайки на 10.
Теперь собственно ремонт двигателя. Пассатижами сжимаем 6 креплений задней крышки двигателя, стараясь не отломать. Затем, поддеваем крышку плоской отверткой с разных сторон и снимаем крышку с двигателя. Внутри расположены 4 щетки, 3 из которых, у меня были заклинены песком. Восстанавливаем подвижность щеток, двигая их взад-вперед в продольном направлении. Осторожно! Щетки хрупкие. На моей машине с пробегом 170000, щетки были изношены примерно наполовину, в случае сильного износа, можно попробовать подобрать похожие по размеру и обточить их. Задний подшипник скольжения – бронзовый, был абсолютно сухой. Я слегка смазал его «Литолом». Доступ к переднему подшипнику можно получить, отвинтив крыльчатку вентилятора. Я этого сделать не смог, но особо не упирался, т.к. его состояние не вызывало у меня подозрений. Итак, единственная причина, по которой нужно заменять вентилятор – это обрыв, или КЗ обмоток якоря электродвигателя.
Очистив внутренности двигателя от песка и грязи, можно приступать к сборке. Осторожно надеваем узел со щетками на коллектор якоря, поочередно отжимая щетки пальцем, одну за другой. Не нужно прикладывать больших усилий, щетки хрупкие. Затем надеваем заднюю крышку и осаживаем легкими ударами молотка до посадки на исходное место, после этого частыми постукиваниями расклепываем остатки креплений до плоского состояния. Второго ремонта такой способ крепления не переживет, но при необходимости узел можно сделать разборным, закрепив заднюю крышку на корпусе мелкими саморезами (типа компьтерных). На этом этапе желательно проверить работу вентилятора, подав на него 12 вольт, берегите пальцы.
Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности, особенно тщательно установив на место верхнюю крышку ремня ГРМ, нужно убедится, что она села правильно. Откусанные кабельные стяжки заменяем новыми, провод прокладываем, избегая сильного натяжения и резких изломов. Собрав все воедино, убеждаемся в отсутствии «лишних» деталей и производим окончательную проверку работы на машине.
Выводы.
Электродвигатель вентилятора является простым и надежным устройством, и основной причиной его отказа является грязь, попадающая внутрь. Потратив немного времени, можно вполне продлить ему жизнь и сэкономить 120-150$.