Температура перехода из жидкого состояния в газообразное (точка кипения) у разных типов и марок хладагентов составляет -30…-150 °С. Но количество фреона в системе и площадь поверхности испарителя сравнительно небольшие, а его циркуляция периодически прерывается. Поэтому температура в холодильнике снижается всего до 0…+6 °С, а в морозильнике – до -6…-24 °С. Немного «подогревшись» в камере, газообразный хладагент движется к конденсатору, и цикл повторяется.
Перекачивает фреон мотор-компрессор, который справедливо называют сердцем холодильника. Он работает по принципу насоса и создает нужное давление в каждой части системы, заставляя хладагент «переносить» тепло из камеры наружу. Находится компрессор между испарителем и конденсатором, в него поступает только газообразный фреон.
Таким образом, главными функциональными элементами каждого холодильника являются:
Кроме перечисленных узлов, в систему входят:
Чтобы система охлаждения работала бесперебойно и с нужной интенсивностью, в конструкцию холодильника включают регулирующие элементы. Так, в агрегате обязательно есть:
В обычном холодильнике влага, попадающая в камеру, постоянно намерзает на стенках испарителя. Образуется иней, который мешает свободному доступу воздуха и нормальному охлаждению. Хладагент в системе циркулирует, но не может поглощать тепло из камеры из-за толстой снежной шубы. Результат – повышенная температура, которая приводит сразу к двум проблемам:
Система No Frost позволяет избежать намерзания и постоянных разморозок. В нее входят:
В морозилке холодильника с No Frost испаритель расположен не в виде змеевика под каждой полкой, как обычно, а в виде компактного радиатора. Он может размещаться в любой части камеры. Чтобы устройство эффективно поглощало тепло из всей морозилки, используют вентилятор. Он стоит позади испарителя и постоянно прогоняет воздух через него. Холодный воздушный поток направляется на продукты и охлаждает их.
При этом вся влага из воздуха конденсируется на испарителе, и со временем на нем образуется иней. Но таймер системы No Frost не позволяет шубе стать слишком толстой. В нужный момент он запускает оттаивание: просто включает ТЭН, который размораживает иней. Оттаявшая вода стекает по трубкам в специальный поддон за пределами камеры. Оттуда она испаряется в воздух помещения.
Как правило, в бытовых холодильниках систему No Frost устанавливают только для морозилки. Реже встречаются модели, у которых ею оснащена также холодильная камера. Благодаря работе системы за холодильником нужно меньше ухаживать. Но постоянная циркуляция воздуха и интенсивное выведение влаги наружу приводят к тому, что продукты в камере с No Frost высыхают быстрее, чем в обычной.
No Frost – не единственное решение проблемы с лишней влагой в камере. Есть совсем простая конструкция – плачущий испаритель. Он используется даже в недорогих современных холодильниках. С точки зрения эффективности и экономии энергии в холодильной камере такая система более выгодна, чем No Frost.
Плачущий испаритель спрятан за задней стенкой камеры. Пока компрессор работает, и происходит охлаждение, стенка становится очень холодной. На ней конденсируется лишняя влага, и образуется тонкий слой инея. Когда температура в камере падает до нужного значения, компрессор отключается, и стенка нагревается, поглощая тепло из воздуха. Иней на ней тает.
Оттаявшая вода стекает капельками по задней стенке камеры (отсюда и название плачущей системы). Внизу для нее предусмотрено специальное дренажное отверстие, через которое конденсат попадает в дренажный шланг. Последний выводит влагу наружу, в специальную широкую емкость (обычно она расположена на корпусе компрессора). Там конденсат испаряется.
Что из этого следует: советы по разумной эксплуатации холодильника
И главное правило: заподозрив неисправность, не откладывайте ремонт холодильника в долгий ящик. Часто случается так, что изначальная поломка совсем незначительна. Но если ее сразу не устранить, со временем ломается компрессор. А это очень дорогой узел. Поэтому при самых маленьких неполадках звоните мастеру – так Вы продлите срок службы своей техники на годы.
Такой шаг является оправданным, если вы знаете устройство и схемы холодильника Атлант в достаточной степени, чтобы сделать ремонт. При этом желательно, чтобы вы обладали и практическим опытом. В противном случае, даже если не работает холодильник Атлант, вам не стоит его разбирать самостоятельно, чтобы найти реле. Это может привести к необратимым последствиям. Ведь если агрегат не будет подлежать ремонту, придется покупать новый.
Если вы не имеете представления, как работает схема холодильника Атлант, не имеет смысла пытаться самому заменить неисправное реле. Поэтому лучше обратиться к профессиональному мастеру. Он точно знает, как устроена схема, и что нужно делать, если холодильник Атлант не работает.
На рисунке представлено устройство двухкамерного бытового холодильника с одним компрессором. Холодильная камера – плачущий испаритель. Морозильная камера – без “No Frost”.
Так называют испаритель холодильной камеры. Обычно, размер холодильного испарителя намного меньше, чем у морозильного испарителя. Температура самого испарителя достигает до -14 °С за очень короткое время. При этой температуре на испарителе появляется легкий налет инея. На испарителе крепиться трубка от терморегулятора, который дает команду для отключения компрессора. Во время работы компрессора испаритель холодильной камеры охлаждает помещение холодильника от +2 до+7 градусов. Во время остановки компрессора испаритель начинает оттаивать, и иней превращается в капли, которые стекаю в специальное отверстие слива воды.
Ну и на последок видео, рассказывающее о том, как на Минском заводе холодильников собирают известную марку холодильников Атлант:
Сейчас существуют 2 вида холодильников: Low Frost («капельное оттаивание») и ветреный тип.
«Капельное оттаивание» более приближено к классическому типу. Время от времени компрессор останавливается, температура несколько повышается, снеговое покрытие оттаивает и стекает в маленькое отверстие внизу корпуса, а далее в особый резервуар, откуда влага испаряется.
В аппаратах второго типа испаритель с хладагентом находится за гранью видимости — он спрятан за «обшивкой», обычно за самым холодным отделением агрегата. Он представляет собой решётку с системой изогнутых трубок и выглядит не так, как традиционный носитель фреона, а больше похож на автомобильный радиатор. Продукты не контактируют с испарителем.
Ещё одно отличие — вентилятор, который также находится за задней стенкой, за испарителем, и обеспечивает постоянную циркуляцию воздуха, проходящего через радиатор охлаждения. Азиатские производители снабжают системой сухой разморозки обе камеры, так как это идеально для местных покупателей, поэтому в холодильниках LG Ноу Фрост в большинстве случаев оснащены и холодильное отделение, и морозилка. Европейские заводы часто ограничиваются ветреной разморозкой только в морозилке.
Для постоянного обдува в стенках имеются небольшие отверстия, равномерно распределённые по внутреннему пространству. Если поднести руку к такому отверстию во время работы вентилятора, можно почувствовать слабый поток прохладного воздуха. При открытой двери обдув замедляется.
Для основного регулирования подачи воздуха существуют каналы побольше, по одному для каждой камеры. Именно с помощью их перекрытия и устанавливается температурный режим.
Отсутствие прямого контакта продуктов с испарителем и постоянная циркуляция холодного воздуха, который «забирает» влагу — она не скапливается и не намерзает на стенках — и позволяет обходиться без снежной шубы на внутреннем пространстве.
Производители придумывают всё новые пути прохода холодного воздуха по каналам для более эффективной работы устройства.
Чаще всего в таких системах морозильная камера, а вместе с ней испаритель и вентилятор, расположены снизу. Охлаждённые потоки поднимаются по полостям внутри задней стенки и сверху спускаются на продукты. Это «воздушный душ».
Есть вариант с распределением вентиляции на дверцу и стенки, в которых имеются дополнительные отверстия — холодом охвачивается рабочий объём с боковых сторон.
Эффективно, когда оба этих варианта сочетаются.
Выпускаются агрегаты с независимыми потоками; если они перекрещиваются, это обеспечивает усиление эффекта.
В последнее время используется система Twin Fan, при которой морозилка и холодильное отделение имеют собственную систему воздухоотводов.
Но холодильник — такой агрегат, который не может вообще обойтись без намерзания. В Ноу Фрост оно всё-таки есть, но на воздухоохладителе. Время от времени компрессор останавливается и лёд с испарителя оттаивает в специальную ёмкость. Это контролируется системой терморегулирования (рядом со змеевиком охлаждения). Отключение происходит по команде таймера, далее специальный ТЭН помогает оттаиванию инея с радиатора, по системе каналов полученная жидкость сливается в особую ёмкость.
Ёмкость находится на компрессоре, который всегда горячий, поэтому жидкость оттуда испаряется.
Температура в холодильной камере меняется не так, как в обычном холодильнике: чем ближе к морозилке, тем холоднее. Она регулируется для каждого места обдува.
Существуют холодильники «Frost Free» и «Full No Frost». Во Фрост Фри технология использована лишь в морозилке, а в холодильной камере применяется капельное охлаждение, в Фул Ноу Фрост обдуву подвергается весь объём.
Заводы-изготовители не стоят на месте, постоянно изобретается что-то новое. Например, «ускоренное охлаждение». При появлении на полке новых продуктов, более тёплых, чем окружающая среда, особый датчик распознаёт это и запускается дополнительная конвекция.
В некоторых случаях в конструкции предусмотрены внешние вентиляторы.
Зная, как работает холодильник, нетрудно догадаться, что ставить его около отопительных приборов нельзя, так как нарушится работа конденсатора. Простейшая логика подсказывает, что холодильник на морозе будет работать лучше. Однако это неверно, так как придётся столкнуться с несколькими проблемами:
«Атлант», «Стинол», «Индезит» и другие модели оснащаются компрессорами, которые запускают процесс охлаждения в камере.
Основные составляющие части:
Вот почему производители запрещают устанавливать технику возле батарей, радиаторов и печей. Тогда перегрева не избежать, и мотор быстро выйдет из строя .
Важно правильно понимать, как работает техника: она не вырабатывает холод. Воздух охлаждается благодаря отбору тепла и его отдаче окружающему пространству. Фреон проходит в испаритель, поглощает тепло и переходит в парообразное состояние. Двигатель приводит в действие поршень мотора. Последний сжимает фреон и создает давление для его перегонки по системе. Попадая в конденсатор, хладагент остывает (тепло выходит наружу), превращаясь в жидкость.
Чтобы установить нужный температурный режим в камерах, устанавливается терморегулятор. В моделях с электронным управлением (LG, «Самсунг», «Бош») достаточно выставить значения на панели.
Переходя в фильтр-осушитель, хладагент избавляется от влаги и проходит по трубкам капилляра. После чего снова попадает в испаритель. Мотор перегоняет фреон и повторяет цикл, пока в отделении не установится оптимальная температура. Как только это случится, плата управления посылает сигнал пускозащитному реле, которое отключает двигатель.
Несмотря на одинаковое строение, различия в принципе работы все-таки есть. Старые двухкамерные модели оснащены одним испарителем для обеих камер. Поэтому, если при разморозке механически убирать наледь и задеть испаритель, из строя выйдет весь холодильник.
Новый двухкамерный шкаф имеет два отделения, каждый из которых оснащен испарителем. Обе камеры изолированы друг от друга. Обычно в таких случаях морозилка находится снизу, а холодильный отсек — сверху.
Поскольку в холодильнике есть зоны с нулевой температурой (читайте, что такое зона свежести в холодильнике), фреон охлаждается в морозилке до определенного уровня, а затем перемещается в верхнее отделение. Как только показатели достигают нормы, срабатывает терморегулятор, и пусковое реле отключает мотор.
Наиболее востребованы приборы с одим мотором, хотя с двумя компрессорами также набирают популярность. Последние функционируют так же, просто за каждую камеру отвечает отдельный компрессор.
Но не только в двухкамерной технике можно отдельно устанавливать температуру. Есть такие приборы («Минск» 126, 128 и 130), где установлены электромагнитные клапаны. Они перекрывают подачу фреона в отделение холодильника. Исходя из показаний регулятора температуры выполняется охлаждение.
Более сложная конструкция предусматривает размещение специальных датчиков, которые измеряют температуру снаружи и регулируют ее внутри камеры.
Точные показания не указаны в инструкции. Главное, чтобы мощности мотора хватало на нормальную заморозку продукции. Существует общий коэффициент работы: если прибор функционирует 15 минут и 25 минут отдыхает, тогда 15/(15+25) = 0,37.
Если подсчитанные показатели оказались менее 0,2, значит нужно отрегулировать показания термореле. Более 0,6 указывает на нарушение герметичности камеры.
В данной конструкции рабочая жидкость (аммиак) испаряется. Хладагент циркулирует по системе благодаря растворению аммиака в воде. Затем жидкость переходит в десорбер, а потом в дефлегматор, где снова разделяется на воду и аммиак.
Холодильники данного типа редко используются в быту, поскольку в основе ядовитые компоненты.
Техника с системой Ноу Фрост сегодня на пике популярности. Потому что технология позволяет размораживать холодильник раз в год, только чтобы помыть. Особенности функционирования обеспечивают вывод влаги из системы, поэтому в камере не образуется лед и снег.
В морозильном отделении располагается испаритель. Холод, который он вырабатывает, распространяется по холодильному отделению с помощью вентилятора. В камере на уровне полок есть отверстия, куда выходит холодный поток и равномерно распределяется по отсеку.
После цикла работы запускается оттайка. Таймер запускает ТЭН испарителя. Наледь тает, и влага выводится наружу, где испаряется.
«Плачущий испаритель». Название основано на принципе, при котором во время работы компрессора на испарителе образуется наледь. Как только мотор отключается, лед тает, и конденсат стекает в сливное отверстие. Способ оттайки называется капельный.
Функцию также называют «Быстрая заморозка». Она реализована во многих двухкамерных моделях «Хаер», «Бирюса», «Аристон». В электромеханических моделях режим запускается нажатием кнопки или поворотом регулятора. Компрессор начинает безостановочную работу до тех пор, пока продукты полностью не промерзнут как внутри, так и снаружи. После чего функцию нужно отключить.
Рекомендуется включать режим на срок до 72 часов.
Электронное управление автоматически отключает суперзаморозку, согласно сигналам термоэлектрических датчиков.
Чтобы самостоятельно отыскать причину неполадки, понадобится знание электрической схемы.
Ток, подающийся на схему, проходит такой путь:
Нерабочая обмотка двигателя пропускает напряжение больше заданного значения. При этом срабатывает пусковое реле, замыкает контакты и запускает обмотку. После достижения нужной температуры, контакты термореле размыкаются, и двигатель останавливает работу мотора.
Теперь вы понимаете устройство холодильника и как он должен работать. Это поможет правильно эксплуатировать прибор и продлить срок его использования.
Заказывал ремонт холодильника на даче. Мастер за час запустил аппарат. Заправил фреоном, что-то запаял, почистил. Даже не думал, что старый холодильник будет работать. Доплачивать за выезд на дачу не пришлось
У меня сломался Samsung с No Frost. В официальном сервисном центре обещали сделать в течение трех дней, а этот мастер приехал через час после вызова, через 40 минут починил. Пришлось заплатить за сгоревший вентилятор
Дмитрий менял компрессор на Атланте 2000 г.в. Сделал все хорошо — работает тихо, проблем не заметила. Еще в процессе заправил, проверил датчик, почистил заднюю панель. Сказал, лет через 10 вызывайте на дозаправку
Передаю большое спасибо мастеру. Он приехал в назначенное время, быстро определил неисправность и отремонтировал мой холодильник!
Очень довольны. Дмитрий ремонтировал холодильник очень быстро, приехал на заявку вовремя, выполнил ремонт качественно и аккуратно, квалифицированный мастер.
Спасибо за работу.
Добрый день.
Выражаю огромную благодарность за ремонт морозильника Атлант ММ-164. СПАСИБО.
Отдельно хочется отметить пунктуальность мастера: приехал ровно в назначенное время. Профессионально, качественно, быстро устранены неполадки. Вежл.
Выезд в любой район Минска и Минского района! Приехали и отремонтировали холодильник на даче!
Мастер приехал в течении часа. Ремонт выполнен качественно и за приемлемую стоимость.
Не в первый раз обращаемся к Дмитрию, всегда оперативно приезжает на ремонт и качественно выполняет свою работу!
Сейчас мы рассмотрим основные неисправности холодильника “Атлант” и их ремонт. Существует ряд незначительных поломок, которые под силу устранить даже новичку.
Важно! Если проблемы более серьезные, связаны с заменой агрегатов или деталей, то покупать необходимо только оригинальные запчасти.
Конечно, устранение таких масштабных поломок лучше доверить квалифицированному специалисту. Но о них мы поговорим позже.
Выполните ремонт холодильника, следуя данным рекомендациям, в зависимости от характера неисправности:
Устройство двухкамерного холодильника отличается от однокамерного тем, что в каждом отсеке есть свой испаритель. В отличие от предшественников, в двухкамерных аппаратах оба отсека изолированы друг от друга. В таких устройствах морозилка, как правило, располагается, внизу, а холодильная часть – вверху. Принцип работы двухкамерного холодильника заключается в том, что рабочая газовая смесь сначала остужает испаритель морозилки до определенной минусовой температуры. Только после этого фреон переходит в испаритель холодильного отсека. После того, как испаритель холодильной камеры достигнет определенной минусовой температуры срабатывает терморегулятор, останавливающий работу мотора.
В быту чаще используются двухкамерные аппараты с одним компрессором. В агрегатах с двумя моторами принцип работы холодильника существенно не меняется, просто один компрессор работает на морозилку, другой – на холодильную камеру. Принято считать, что работа холодильника с одним компрессором более экономична, но на деле это не всегда так. Ведь в аппарате с двумя моторами можно отключать одну из камер, в работе которой нет нужды. Работа двухкамерного холодильника с одним компрессором всегда предполагает одновременное охлаждение обеих камер.